Проективные методики, техники предназначены для диагностики личности и терапевтических занятий, для которых характерен широкий подход к оценке личности в целом.
Эффективность таких методик зависит от квалификации и профессионализма специалиста.
Для кого?
Что интересно, прежде всего проективные техники разрабатывались для работы со взрослыми и их обследования. Сегодня, и последние десятилетия, использование данных методик приобретает все больший объём в детской психологии. Многие методы не требуют от детей вербального (речевого) выражения, что очень ценно при работе и диагностике с детьми, имеющими нарушения речевого развития.
Проективные технологии, в основном, можно применять начиная с 5 летнего возраста, но есть и для детей от 3-х лет.
Почему они так важны?
Проективные методики позволяют специалисту узнать информацию, продиагностировав ребенка. Это будет опорной информацией, так как именно здесь вскрываются процессы и механизмы защиты бессознательного, что связанно с работой психического аппарата человека.Очень важно, что проективные методики позволяют испытуемому самому дополнять, интерпретировать, развивать процесс – свобода действий.Такой подход позволяет оценить и понять взаимосвязь между душевным состоянием и разумом.
Более того, это важно для самого ребенка, так как это процесс познания и самопознания. Ребенок осознает свои желания и нормы, правила поведения, причинно-следственные связи и многое другое.
Бессознательное
Самая глубокая и значимая часть разума – наше бессознательное. Это особое хранилище инстинктов, эмоций, чувств, воспоминаний, которые вытесняются сознанием. Именно этим процессом объясняются забытые травмы детства, скрытые чувства к родителям или даже подавленная сексуальность. Взрослые люди бывают не осознают этого без помощи специалиста.
Фрейд сравнивал сознание с айсбергом: та малая часть его, что видна – это наше сознание, а то что мы не видим – наше бессознательное.
Проекция – это отражение нашего бессознательного и выступает как защитный механизм собственных неприемлемых мыслей и эмоций, желаний, приписывание их другим людям, даже предметам и животным. Этот механизм формируется достаточно рано, где-то в возрасте от 1 до 2 лет. Именно этим объясняется, что ребенок скорее расскажет о чувствах его мишки или нарисованного человечка, чем раскроется сам. Хотя все, что он скажет, будет описывать тем самым себя и свой внутренний мир переживаний.
Какие бывают?
Психологическое обследование ребенка имеют специфические черты и это обязывает психолога тщательно подбирать и применять инструменты в работе. Интересы, потребности и особенности ребенка выступают на первый план. По причине этого, в основе работы детского психолога лежит безграничное принятие и уважение личности маленького клиента.
В копилке у психолога много разновидностей проективных тестов для детей. Самые простые – это рисунки ребенка на заданную тему. Например, моя семья, несуществующее животное, дерево и многие другие. Для этого используются методики арт-терапии. Даже если ребенок имеет трудности с речью или ему тяжело объясняться, то это отличная возможность для коммуникации.. Кроме того, такие тесты раскрывают творческий потенциал личности. Это хороший инструмент в руках детского психолога для диагностики(ссылка диагностику) и терапии.
Следующий вариант включает в себя цветовые или сюжетные картинки. Помогают исследовать прежде всего личность ребенка и его отношение к окружающим. Безусловно, это развитие мышления и логических конструкций. Методика неоконченных предложений позволяет раскрыть реальные мысли и переживания ребенка. Развивают словарный запас и креативность.
И безусловно, проективные игры. Через них дети получают ценный опыт самостоятельного выбора, исследования, оценки себя и окружения.
В своей работе я часто использую проективные методики, потому что это окно во внутренний мир ребенка. Проективные тесты помогают определять ведущие потребности ребенка, его личностные свойства и характеристики, а также эмоциональное состояние в целом. Все это помогает родителям и психологу лучше понять ребенка, и впоследствии помочь ему справиться с трудностями в период становления личности, выбрав вектор дальнейших действий.
Поделитесь в соцсетях